Прем`єра балету Stabat Mater відбулася в Києві, 30 червня її прийматиме Харків. Це – диво, створене генієм хореографа Едварда Клюга силами та емоціями танцівників трупи Дениса Матвієнка.

Католицька музика заворожує, вона як ніщо інше тягне людей до неба, коли ти вдивляєшся в нього так довго, так сильно, що ця синь вливається в твої очі, заливає наче горілка, і ти не можеш думати тільки про себе, не можеш залишатися світським або ж навіть мирським, не можеш залишатися непричетним...

Музика оптимістична та світла, навіть коли йдеться про смерть, муки та страждання, власне, саме про материнську біль, насамперед, культ Діви Марії, біль сина через БІЛЬ матері бринить в католицькому гімні Stabat Mater.

Клюг творить та відтворює живопис. Бароко. Тонке відтворення, копіювання та модернізація, насамперед, італійського живопису. Я відчула вплив Ель Греко. Костюми танцівниць нагадали мені Святу Цицилію Стефано Мадерни.

Колористика, рух, німфічність – наче з картин Ангеліки Кауфман.

Він тонко стебеться над фешеном та показовою релігійністю, коли перетворює Хрест на подіум, елегантно, вишукано, легко і весело, сучасні показні молитви, коли люди моляться на показ перед Богом чи це не шоу?

Миттєво сюжет Таємної Вечері точними рухами танцівників перетворюється на орган. Розп`яття відтворюється за допомогою закріплення сина скотчем, клейка стрічка рипить як стиснуті зуби, тріщить як роздроблені кістки.

Прекрасно обіграна вагітність жінки, коли під сукенками ховаються чоловічі голови – геніально! І смерть Христа, і муки його матері так хочуть розділити інші, так прагнуть торкнутися/зжерти/прийняти на себе тіло Христа, що розчиняють його в собі.

А Марія лишається трохи розгублена, але з вірою те, що її бідний син проростає в інших. Зрештою, так воно і є. Браво! 

 
 
 
 
 

 

Лариса Денисенко, письменниця, спеціально для УП.Життя

В Киеве состоялась премьера нового проекта от известного танцовщика Дениса Матвиенко и его сестры, балетного продюсера Алены Матвиенко – балет Stabat Mater. В дополнении к новому балету показали и уже известную постановку на музыку Radiohead – Radio and Juliet. Теперь события ждут в Харькове, где 30 июня хореографию покажут на сцене оперного театра.

Танцовщика Дениса Матвиенко недоброжелатели часто называют самовлюбленным нарциссом. На этот раз Матвиенко подкинул им новую тему для обсуждения, исполнив в балете Stabat Mater партию Иисуса Христа. Исполнение партии сына господнего оказалось очень непростым испытанием для артиста. Во время поклона Матвиенко не сдерживал слезы, а сразу после, признался, что этот балет для него оказался самым эмоциональным и тяжелым за всю его карьеру.

Мы решили рассказать вам немного больше об этом балете.

Музыкальная часть

Stabat Mater – это католический гимн композитора Джованни Перголези для небольшого камерного состава на стихи Якопе да Тоди.  Stabat Mater стала самым часто издаваемым произведением в ХVIII веке и его аранжировку делали многие композиторы, включая Баха. В тексте Тоди рассказывается о страданиях Девы Марии во время распятия Христа, а затем произведение превращается в мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. При этом на столь трагичную тему Перголези создал очень легкую и воздушную музыку.

 

Эдвард Клюг: "Я часто обращал внимание артистов на то, что музыка Перголези очень светлая, легкая и немножко ироничная. Идет большое противоречие между темой и музыкой, в этом противоречии и находится ключ к моему балету".

Во время репетиции, Клюг то и дело просил танцовщиц бежать легче, как дети. Прочувствовать и уловить иронию Перголези.

Хореография

Эдвард Клюг ставил балет по заказу театра в Мюнхене, где ему предложили взять за основу произведение Stabat Mater. Хореография Клюга всегда оставляет зрителю место для собственных фантазий, здесь нет одного прочтения конкретных сцен и никогда нет однозначного либретто. Есть основа, на которую каждый зритель нанизывает свое состояние и воспринимает балет по-своему. Прежде всего, говорит Клюг, этот балет о надежде.

 

Состав артистов

В труппу балета вошли артисты, которых Алена Матвиенко собрала во время кастингов для проекта THE GREAT GATSBY. Состав на 100% украинский и даже темнокожий танцовщик тоже родом из Украины. Для многих из них балет THE GREAT GATSBY стал первым опытом современной хореографии.  

Бюджет

 

Бюджет балета составил порядка миллиона гривен.

Декорации

Из декораций в балете только длинные белые брусья, которые от сцены к сцене меняют своё предназначение: это и подиум, и скамья, и крест, и гроб. Универсальные и минималистичные декорации с виду кажутся очень простыми в изготовлении, но сделать их оказалось непросто. На выполнение этого у декораторов ушло несколько месяцев.

 

Актуальность в наши дни

Эта история универсальна в любое время. Сегодня, в Украине она смотрится особенно символично. Женщины в балете, глазами украинских зрителей – это матери и жены, которые провожают своих мужчин на войну и часто встречают их в гробах. Это история о боли и страданиях, а также о неиссякаемой надежде.

Самые яркие сцены балета

Зачатие и рождение

Как показать непорочное зачатие в балете? Взрослый мужчина лезет под юбку к женщине, желая обратно вернуться в утробу матери, где так уютно и спокойно. После чего женщина на сцене буквально рожает его.

 

Распятие

Распятие в этом балете один из самых сильных и спорных моментов. Сейчас декорации превратились в крест, на который скотчем приматывают героя. Когда Эдвард Клюг переносил этот балет на свою труппу в Словении, то пригласил на премьеру своего священника. Для хореографа это был невероятно волнительный и ответственный момент, ведь важно было не перейти грань и не задеть чувств верующих людей. После спектакля священник сказал, что он впечатлен и этот балет открыл для него новые аспекты веры.   

 

Гробница

Мать оплакивает сына и пытается вернуть его к жизни. Надевая его пиджак она, словно, пытается его поднять и заставить двигаться с ней вместе. 

 
 

 

 

 

УП Життя

Подписаться на рассылку